Новости

Проект конституционных поправок. Часть 1.
16 октября 2013

 

Законодательный портфель Палаты пополнился новыми документами, по которым Мажилис определил профильным комитетам сроки подготовки заключений. Так, в этот день принят в работу  проект конституционных поправок.  Предполагаемые нововведения направлены на приведение ряда конституционных законов в соответствие с проектом новой редакции Уголовно-процессуального кодекса.

 

Сегодня Мажилис на пленарном заседании принял в работу проекты трех кодексов: Уголовного (с сопутствующими поправками), Уголовно-процессуального (с сопутствующими поправками) и Уголовно-исполнительного.

 

Реализуемые проектом Уголовного кодекса концептуальные направления развития уголовной политики, с одной стороны, расширяют толерантный подход в отношении преступлений, совершенных впервые или социально уязвимыми лицами. А с другой стороны, ужесточают реакцию на тяжкие преступления, проявление рецидива, организованную преступность и воспрепятствование правосудию.

 

В проекте Кодекса, наряду с либерализацией и гуманизацией уголовной политики к несовершеннолетним, другим категориям социально уязвимых лиц, совершившим впервые уголовные правонарушения,- заложены основы для борьбы со всеми новыми видами преступности. Ужесточено наказание в тех сферах, где отмечается активизация криминальной деятельности, предусмотрены суровые наказания за любую попытку подорвать устои национального согласия и спровоцировать социальные конфликты.

 

Принятие проекта Кодекса позволит обеспечить качественно новый уровень степени защищенности прав и свобод человека, интересов общества и государства от общественно опасных посягательств и не повлечет негативных социально-экономических и правовых последствий. По проекту Кодекса проведены антикоррупционная, научная, экономическая и лингвистическая экспертизы.

 

Проект Уголовно-процессуального кодекса направлен на модернизацию уголовного судопроизводства. Цель - повышение эффективности отправления правосудия, усиление гарантий соблюдения и защиты конституционных прав человека и гражданина, приведение в соответствие с международными стандартами.

 

В этих целях проектом Кодекса предусматриваются упрощение процедуры начала уголовного преследования (без проведения доследственной проверки и стадии возбуждения уголовного дела), сужение полномочий органов следствия и дознания по самостоятельному принятию процессуальных действий, затрагивающих конституционные права граждан (исключается предъявление ими обвинения, иные действия санкционируются прокурором или судом), расширение участия адвоката с начала досудебного производства.

 

В уголовный процесс вводится так называемая «сделка о признании вины». Ее основой задачей является достижение соглашения о снижении наказания за содеянное в обмен на активное сотрудничество с органом расследования.

 

Кроме того, упрощается и ускоряется не только досудебное, но и судебное производство, поскольку отпадет необходимость в проведении большого объема следственных и судебных действий, многочисленных экспертиз и вызова свидетелей, экспертов и т.д.

 

Проектом Кодекса предлагается регламентировать порядок производства оперативно-розыскных мероприятий в рамках уголовного судопроизводства (негласные следственные действия). В тоже время санкционирование прокурором таких действий позволит защитить граждан от неправомерного вмешательства в их личную жизнь.

 

Из уголовного судопроизводства исключается возвращение судом дел на дополнительное расследование.

 

Проектом Кодекса предусматривается функционирование специального фонда возмещения вреда потерпевшему, который будет формироваться за счёт обязательного платежа, взысканного с виновных лиц, совершивших преступление, также от реализации конфискованного имущества, нажитого преступным путём.

 

В целях расширения судебного контроля за досудебным производством в уголовный процесс вводится институт следственного судьи, в полномочия которого помимо санкционирования отдельных следственных действий, также предлагается включить рассмотрение жалоб и ходатайств сторон на этапе досудебного производства.

 

Проектом Кодекса также урегулированы вопросы расследования уголовных проступков, вводимых проектом новой редакции Уголовного кодекса.

Предусматриваются инструменты, позволяющие на основании судебного решения изымать в пользу государства преступно нажитые доходы, в том числе и у лиц, скрывающихся от правосудия.

 

В целом предлагаемая модель нового уголовного процесса должна максимально защитить права не только обвиняемых, но и потерпевших, сделать его более оперативным, не нарушая при этом фундаментальных основ правосудия.

 

Продолжение