Юридическая компания

Генпрокуратура РК презентовала проект нового Уголовного кодекса (продолжение)

По сравнению с действующим Уголовным кодексом проектом основательно переработана система наказаний с акцентом на более широкое применение мер, альтернативных лишению свободы.

 

Минимизировано (с 45% до 42% составов) безальтернативное применение лишения свободы, которое остается только в 393 санкциях из 920.

 

Как единственный вид наказания, лишение свободы сохранено только за преступления, совершаемые в составе организованных преступных групп, связанные с причинением смерти человеку, особо тяжкие преступления, в том числе террористические, коррупционные, а также воинские преступления, совершенные в военное время либо в боевой обстановке.

 

Кроме того, введен запрет на назначение лишения свободы за совершение экономических преступлений (кроме рейдерских) при условии добровольного возмещения ущерба.

 

Об исполнении поручения Главы государства о сокращении “тюремного населения”. Приняты меры по снижению верхнего порога лишения свободы. При этом учтено следующее.

 

Как показывает анализ, максимальный срок лишения свободы во Франции составляет 30 лет, Великобритании – 25, в Японии, Сингапуре, Китае – 20, Южной Корее – 25, в ФРГ – 15 лет, в США используется система “суммирования” наказаний, в итоге окончательное наказание осужденному может исчисляться столетиями.

 

У нас он составляет 25, а по совокупности приговоров 30 лет.

 

Учитывая разнообразие максимального срока лишения свободы во всех развитых странах мира, использовать опыт какой-либо конкретной страны и чисто механически снижать допустимые пределы этого наказания, без учета особенностей правового развития Казахстана, менталитета, степени криминализованности общества, состояния и уровня обеспечения правопорядка, полагается невозможным.

 

Еще раз пересмотрены санкции всех составов преступлений.

 

По результатам скорректированы в сторону снижения верхние планки лишения свободы по ряду таких деяний (34 состава).

 

В результате ряд преступлений “перешел” из категории особо тяжких – в тяжкие, а тяжкие – в преступления средней тяжести.

 

По 11 составам введены санкции, альтернативные лишению свободы.

 

Таким образом, выполнено требование Концепции Правовой политики на 2010-2020 годы о необходимости впредь проводить жесткую уголовную политику только в отношении лиц, виновных в совершении тяжких и особо тяжких преступлений.

 

***

 

Область применения такого вида наказания, как ограничение свободы, распространена на все преступления небольшой и средней тяжести, а также на часть тяжких преступлений.

 

Основным наказанием в санкциях за совершение преступлений установлен штраф. Сфера его применения расширена практически на все преступления небольшой и средней тяжести, не связанные с причинением смерти человеку.

 

Например, штраф введен в качестве альтернативы дополнительно в 162 санкции, его доля теперь составляет более 50%, а его размеры значительно увеличены, в среднем на 57%.

 

В проекте УК изменено содержание и порядок исполнения исправительных работ, которые установлены как ближайшая альтернатива штрафу и исчисляются в конкретном размере суммы, подлежащей уплате в бюджет, например 1 тыс. МРП.

 

С учетом того, что уклонение от штрафа или исправительных работ влечет замену наказания на лишение свободы, следует ожидать рост их реального исполнения.

 

В связи с этим, разработчики полагают, что реально заработают штрафные санкции и принудительный труд на благо общества вместо полной изоляции осужденных.

 

***

 

Проектом существенно изменен подход к понятию рецидива.

 

Ситуации такова, что за 9 месяцев этого года из более чем 18 тыс. (18 454) осужденных свыше 3 тыс. (3 135) или около 17% являлись ранее судимыми, чья судимость не была погашена.

 

При этом значительную часть рецидива пополняют лица, ранее судимые даже за преступления средней тяжести.

 

Теперь по проекту УК для рецидива будет учитываться только непогашенная и неснятая судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, без учета судимостей за менее тяжкие преступления.

 

Более того, проектом исключены действующие правила назначения наказания при рецидиве, при которых даже за кражу курицы или мелкого домашнего скарба суды были вынуждены назначать ранее судимым не менее 2/3 или ¾ от верхнего предела лишения свободы по статье.

 

Теперь, по проекту УК, таких “перекосов” больше не будет.

 

***

 

В целях сокращения “тюремного населения” проектом УК полностью переработан институт условно-досрочного освобождения.

 

Им предусмотрены более мягкие, “щадящие” условия для УДО для уязвимых слоев населения (беременные, женщины, имеющие малолетних детей, пенсионеры, мужчины, в одиночку воспитывающие малолетних детей).

 

Установлена обязательность применения УДО к осужденным, полностью возместившим причиненный ущерб.

 

Расширены основания освобождения лица от уголовной ответственности, например при процессуальном соглашении и поручительстве, что также может оказать положительное влияние на снижение численности тюремного населения.

 

С другой стороны, как надлежащая реакция государства на коррупционные преступления, вводятся как обязательные дополнительные виды наказаний в виде лишения званий, чинов, рангов и государственных наград, а также пожизненного запрета занимать должности на государственной службе.

 

Такой же пожизненный запрет устанавливается на работу с детьми лицам, совершившим преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних.

 

С учетом международного опыта такой вид наказания как конфискация будет выражаться в безвозмездном изъятии и обращении в доход государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного, за исключением приобретенного законным путем (Великобритании, Германии, Швеции и России Бельгии и Турции Франции, Испании и Японии).

 

Кроме того, проектом предусмотрено концептуальное положение о возможности назначения судами конфискации имущества не только как меры наказания, но и в строго определенных случаях — как меры уголовно-правового воздействия. Это связано с реализацией ст.54 Конвенции ООН против коррупции о конфискации имущества по решению суда, но до вынесения приговора.

 

Она будет применяться, когда подозреваемый, обвиняемый скрылся от органа уголовного преследования либо место его пребывания не установлено по другим причинам, нахождения его вне пределов Республики Казахстан либо уголовное преследование в отношении него прекращено в связи с актом амнистии, истечением срока давности, а также его смертью.

 

В новой редакции Уголовного кодекса сохранены основные, оправданные временем и практикой уголовно-правовые институты и нормы, обеспечивающие эффективную защиту прав и свобод граждан, интересов общества и государства.

 

***

 

Сопутствующий законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного законодательства” направлен на приведение других отраслей законодательства в соответствие с новой редакцией Уголовного кодекса, недопущение коллизии и противоречий в системе права.

 

Законопроект включил в себя поправки в 13 кодексов и 43 закона.

 

Так, введение системы “уголовных правонарушений” (состоящих из преступлений и уголовных проступков), повлекло необходимость коррекции 8 кодексов и 28 законов, которые регулируют правовые аспекты, связанные с совершением только преступлений, но не проступков.

 

К примеру, в Законе “О государственной службе” вносятся дополнения в основания прекращения государственной службы, позволяющие рассматривать в качестве такового – вступивший в силу обвинительный приговор за совершение умышленного уголовного проступка.

 

Некоторые поправки связаны с введением определенных запретов: например, вносятся поправки в Трудовой кодекс, в связи с введением уголовно-правового запрета на занятие педагогической и воспитательной деятельностью лицам, осужденным за сексуальные преступления против несовершеннолетних и др.

 

Введение новой системы уголовных наказаний также потребовало внесения изменений и дополнений в ряд законов. К примеру, существенно изменены виды наказаний, применяемых к военнослужащим, – исключены ограничение по воинской службе, содержание на гауптвахте.

 

В связи с установлением в проекте Уголовного кодекса ответственности за провоцирование трудовых конфликтов, вносятся соответствующие дополнения в Трудовой кодекс (в статью 303 “Незаконные забастовки”).

 

С учетом объединения признаков лжепредпринимательства с совершением действий по выписке счет-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров, редакции подвергаются положения Налогового кодекса. Эти поправки позволят предотвратить возврат взысканных налогов из бюджета.

 

Принятие данного законопроекта обеспечит взаимосогласованную и единообразную реализацию нового уголовного закона в правоприменительной деятельности.

 

Источник: http://news.mail.ru/

 

Все новости